Онлайн-издание о современном стиле жизни на Кипре

Острова. Личный опыт: отчет из поездки на Шри-Ланку

Наташа Чебаркова  поделилась рассказом о своей поездке на Шри-Ланку и полезными советами, которые пригодятся всем тем, кто собирается на родину цейлонского чая и пристанище серферов со всего мира.

Все началось с мечты о серфинге, продолжилось подарком от мужа на занятия в SurfDiscovery, посерфить с которыми я решила на Шри-Ланке. Итак, поехали!

Мы сразу решили, что добираться до нужного нам места на такси — скучно, и что раз уж приехали в другую страну, надо ее прочувствовать. Отправились на ближайшую к аэропорту ж/д станцию (очень помогли заранее скачанные оффлайн карты). В итоге выяснилось, что в любом случае нам сначала нужно добраться до Коломбо, т.к. это основной пересадочный пункт, и почти все железнодорожные маршруты проходят через него.

Кое-как найдя местного жителя, который говорит на английском, мы выяснили, что до ближайшего поезда где-то час, и решили прогуляться по окрестностям. Наткнулись на автобусную остановку, на которой уже стояла маршрутка до Коломбо и решили, что это судьба. Уже потом мы узнали, что такие маршрутки и автобусы ходят прямо от аэропорта, так что совет No1: хотите добраться бюджетно до Коломбо — садитесь на автобус у аэропорта, они ходят всегда и стоят 200 рупий на человек (это примерно 1,5 доллара).

И здесь же совет No2: отказывайтесь от помощи и советчиков в аэропорту (и не только) — на выходе вас все будут убеждать, что автобусы сегодня не ходят, и без такси вы никуда не доберетесь, а за любую помощь: поднести чемодан, сфотографировать вас, подать вам бумажные салфетки в уборной — потом попросят чаевые. Не ведитесь.

Совет No3: когда вы едете в транспорте — не смотрите вперед на дорогу — очень страшно (конечно, если вы не водитель, но машину арендовать довольно сложно, а про опыт с байками я не расскажу, потому что у нас его не было).

Добравшись до ж/д вокзала по дорогам, движение на которых организовано по принципу «кто больше — тот и прав», мы стали разбираться, как нам добраться до Велигамы — нашей серферской деревни. Очень помогли сотрудники вокзала, которые ловко перенаправляют тебя по огромному помещению к нужному окошку. Выяснилось, что до ближайшего поезда 3 часа. Тут к нам подскочил таксист, предложил свои адекватные условия, и мы решили сдаться. Кончено, значительно дороже, чем на поезде (80 долларов), но зато помимо скорости и комфорта в такой поездке есть плюс и в том, что можно расспросить водителя об особенно интересных местах. Водитель рассказал нам об одной опции — можно вызвать его из любого города Шри-Ланки, он приедет, заберет тебя, повозит по интересным местам, заселит в отель с завтраками, и все это всего за 100 долларов в сутки. Так что если хочется увидеть максимально много, и вы не особо стеснены в средствах — это отличное предложение.

А я возвращаюсь к нашей поездке. Совет No4 — заранее пишите в серфинг-школы о вашем приезде. Мы планировали неделю посерфить и неделю помотаться по острову, по факту оказалось, что группы новичков нет. В начале ноября, когда мы приехали, сезон только начался, и серфить мне было не с кем. Решили, что пару дней отдохнем и акклиматизируемся, помотаемся по острову, и вот уже на последнюю неделю отдыха вернемся серфить.

Продолжу я лучше сразу с поездки в Канди — свое исследование острова мы решили начать с этого города. Добирались сначала на поезде от Велигамы до Коломбо, вторым классом. Хотели первым, но на этой трассе такого нет. Дорога идет вдоль океана, двери не закрываются, так что можно свеситься из вагона и насладиться красотами в полной мере. От Коломбо до Канди мы планировали доехать также поездом, но выяснилось, что все билеты и первого, и второго класса разобраны на недели вперед, а на третий класс стоит огромнейшая очередь, так что совет No5 — на поезд и особенно билеты 1‑го класса покупайте заранее.

В итоге мы поехали на автобусе (благо автовокзал находится совсем рядом). В Канди мы приехали, когда уже стемнело, сразу взяли билеты 1‑го класса до Эллы (пока они были в наличии!), нашли кофейню с интернетом, выбрали хорошенький хостел рядом, заселились и договорились, чтобы на следующий день нам от отеля заказали машину — за сутки нам надо было успеть просмотреть немало достопримечательностей.

Наутро мы отправились в Полоннаруву — огромный древний город, куча красивейших развалин под открытым небом. Территория такая огромная, что от локации к локации мы доезжали на машине. Надо сказать, что с моей любовью к древностям мы потратили больше времени, чем следовало бы, и когда потом приехали в Сигирию, нам не хватило сил, чтобы забраться на главную ее достопримечательность — огромную скалу с храмом на вершине. Поэтому совет No6 — или посещайте Полоннаруву и Сигирию в разные дни, или осматривайте первую локацию оперативнее и более бегло, экономьте силы.

После водитель повез нас в Дамбуллу, там мы решили посмотреть буддийский храм, высеченный в скале, со множеством-множеством фигур Будды. Надо сказать, что мы не знали, что придется довольно долго подниматься в гору по ступеням, иначе даже не начали бы подъем. Но благодаря нашему неведению мы полюбовались потрясающими видами с вершины горы и тонким мастерством ланкийских монахов. Совет No7 — в туристических местах много мошенников, которые стараются хоть как-то нажиться на туристах — в храмы надо заходить босиком, поэтому или сдавайте обувь в камеры хранения, или берите с собой в рюкзаки или сумки, потому что ваши сандали могу украсть их придется выкупать.

Конкретно с этим мы не сталкивались, однако же видели других мошенников как раз на вершине скалы — они предлагают посмотреть вам волшебную книгу, открыть ее, бесплатно, просто посмотреть, ничего такого. По факту же эта книга оказывается шкатулкой с бабочками, которые, разумеется, после открытия сразу улетают, и вот за них вас уже попросят заплатить.

В Канди мы вернулись, когда уже стемнело. За поездку водитель взял с нас 70 долларов, входы в храмы и музеи оплачиваются дополнительно. Очень хотелось сходить еще в ботанический сад, в храм зуба Будды и посмотреть на кандийские танцы, но мы уже не успевали, на следующий день с утра у нас был поезд до Эллы, и вот его нельзя было пропустить! Дорога от Канди до Эллы (или обратно) считается одной из самых живописных на Шри-Ланке, и она действительно захватывает! Вы проезжаете мимо чайных плантаций, лугов, тропических лесов, водопадов, на протяжении всего пути двери открыты, можно свешиваться из вагона и не только любоваться всей этой невероятнейшей красотой, но и чувствовать ветер в волосах, и ощущать ароматы цветения неизвестных растений. Словом, поездка на поезде в глубине острова — must have.

Элла — очень живописная горная деревня, в которую мы приехали в середине дня, заселились в отель и поехали посмотреть на шикарнейший водопад Ravana Falls. Он находится недалеко от деревни, мы на тук-туке доехали. Здесь же есть ланкийские кулинарные курсы, которые мы не посетили, и сад специй, который посетили. Маленький, милый, не обязательный к посещению, но если будет свободный час — можно зайти. На следующий день мы отправились к знаменитому 9-ти арочному мосту — пешком по железной дороге. Работники отеля рассказали нам, сколько примерно по времени до него идти и во сколько по нему проезжает поезд, чтобы сфотографировать его на мосту, но вы лучше уточняйте это на месте, потому что многое может измениться. До моста добрались успешно, ни один поезд не проехал мимо и не потревожил нас. На месте успели вволю нафотографироваться, как раз проехал поезд, мы насладились его видом на мосту и побрели другой дорогой в сторону отеля.

Можно было забраться на Малый Пик Адама, он недалеко от моста, но мы уже не стали этого делать. Рядом с Эллой есть еще одна гора, на вершину которой можно подняться, но если боитесь жары, лучше делать это ранним утром. Мы же решили отдохнуть, пообедать и поехать на чайную фабрикую Halpetea. К сожалению, именно по чайным плантациям нам побродить не удалось (хотя мы проходили мимо одной и немного побродили по ней, когда поднимались от моста обратно к Элле), зато нам показали весь процесс производства чая, провели по всем цехам, а жгучий ланкиец с сильным акцентом очень живо рассказал нам многие тонкости чайного дела. Здесь же мы купили несколько упаковок чая себе и на сувениры, и, надо сказать, он оказался очень вкусным.

Больше мы не нашли ничего, чем можно заняться в Элле, и решили ехать дальше — на сафари. Проблема заключалась том, что сафари от Эллы довольно далеко — нужно ехать в другой город, заселяться в отель, искать, как доехать до сафари и кто вообще нас может туда отвезти, а сафари начинаются в строго определенное время — в 7 утра и в 3 часа дня. Решением оказалось найти отель на Booking, сразу им написать и спросить, могут ли они заказать нам сафари. Мы были очень приятно удивлены, когда нам не только ответили «да», но и предложили раннее заселение без доплат, а также ранний обед, чтобы мы успели подкрепиться перед сафари. Так что совет No8 — не стесняйтесь писать отелям на Booking е и просить забронировать вам какие-то экскурсии и/или трансфер, очень сэкономите время.

На следующее утро мы выехали из Эллы на автобусе в Тиссу, нашли наш отель TaraWatergate — к слову, он оказался не только с невероятно дружественным персоналом, но и шикарным сам по себе и за очень приятную плату, очень советую! Как они и написали нам, обед был готов, перекусили, отдохнули, за нами приехал джип, и мы поехали в национальный парк Яла на сафари. Это очень круто! Обязательно побывайте на сафари на Шри-Ланке! Не обязательно в парке Яла, много других парков, но сделайте это обязательно! За примерно трехчасовую поездку мы увидели множество бизонов, кабанов, несколько крокодилов, слонов, павлином, игуан, разнообразных птиц и насекомых (жук-навозник наш топчик, смотреть, как он задними лапками катит шарик плотного вещества можно бесконечно), даже одного леопарда увидели, правда, к сожалению (или к счастью?), издалека. Водитель был по совместительству егерь, выдал нам бинокль и очень внимательно высматривал всех животных, всегда останавливался, показывал и рассказывал о них. Очень увлекательно. Очень.

В отель мы вернулись уже затемно, решили особо не гулять по территории — насторожила игуана, которую муж увидел днем у ворот, а также знак «осторожно, крокодилы», так что мы поужинали и отправились спать, к тому же утром надо было рано вставать, чтобы возвращаться в Велигаму. Наш отель находился довольно далеко от цивилизации, тук-тук до автовокзала было не поймать, поэтому мы попросили на ресепшн вызвать нам его, и совет No9 — не стесняйтесь в отеле интересоваться местными достопримечательностями и развлечениями, не стесняйтесь просить заказать трансфер, часто получается дешевле, чем если бы вы ловили тук-тук на улице.

На следующий день мы с пересадками на автобусах доехали до Велигамы. Автобусы на Шри-Ланке — один из удобнейших транспортов для больших расстояний — дешево и ходят почти нон-стопом и почти во все направления, плюс они большие, и поэтому им все уступают дорогу, так что передвигаться на автобусах еще и быстро. Заселились в отель, написала в серф-школу, мне подтвердили начало занятий завтра, и мы выдохнули с облегчением — дней отпуска как раз оставалось на то, чтобы откатать на доске 6 дней с однодневным перерывом. К первому занятию по серфингу я как раз успела немного отдохнуть после насыщенных передвижений по острову. Инструктор Саша очень подробно и внимательно рассказывал о всех нюансах и опасностях катания. К слову, если соберетесь серфить — берите с собой какие-то штаны, закрывающие колени — лосины, леггинсы, бермуды, что угодно, колени сильно натираются от учебной доски.

Мне очень понравился подход школы — все постепенно, пошагово, не торопясь, обращая внимание на все детали и нюансы. 4 дня мы серфили на пене, первый из которых даже не пытались вставать, а просто ловили волну, отжимались и «тюленем» доезжали до берега (надо сказать, я была этому очень рада, т.к. только-только выздоровела после подхваченной в горах ангины, и сил у меня было маловато). На второй день я уже вставала на доску. На четвертый научилась поворачивать. Нам дали день перерыва, чтобы мы пришли и самостоятельно покатались еще — школа предоставляла своим ученикам доски, солнцезащитный крем и все остальное необходимое для покатушек в любое время, независимо от занятий, можно было хоть весь день кататься. Еще мне очень повезло, что в начало сезона было мало людей, помимо меня у нашего тренера было еще двое ребят, так что получилось почти индивидуальное обучение.

В предпоследний день перед вылетом школа вывезла нас на наш первый лайнап — ловить настоящие волны. Сказать, что было страшно — не сказать ничего. Ты лежишь на доске, видишь постепенно-поднимающуюся сзади тебя волну, гребешь, оборачиваешься, гребешь и думаешь, не слишком ли рано ты начал грести, волна поднимается еще, не догонит ли она тебя сейчас и не обрушится ли на тебя, замесив в пену вместе с доской, песком и соседними серферами? Конечно, бывало и такое, но момент, когда ты ловишь волну и стоишь на доске — бесценен. Да, часто тебе это помогает сделать твой тренер, подталкивая твой борд вперед, потому что, скажем прямо, гребешь ты еще так себе, но это шикарно! Серфинг — это must have Шри-Ланки. Не попадете на сафари — ладно, можно простить, но не посерфить — непростительно. И не обязательно заранее записываться в какую-то школу — на пляже очень много серф-точек, можно выбрать любую и взять хотя бы один урок, попробовать.

Итого нас вывозили на лайнап два раза, и оба раза удавалось ловить волны. Не так много, как хотелось бы, но, учитывая, что это было моим первым серф-опытом — вполне достаточно. Словом, я убедилась на себе, что за 6 занятий можно достичь каких-то результатов в серфинге, чего и вам желаю. Помимо серфинга, на мой взгляд, в Велигаме больше особо делать нечего — просто курортная деревня, просто серфить, купаться и загорать. В качестве развлечения могу посоветовать купить сари, торговаться с тук-тукерами и спа-салоны.

Очень хочу посоветовать один спа-центр, который привел меня в неистовый восторг. Называется он просто — GoodSpa, но там совершенно волшебная атмосфера — душ после массажа под открытым небом (мне повезло оказаться еще и под ливнем в тот момент — почувствовала себя дикой амазонкой), рядом широкая река, очень приветливый и профессиональный персонал, вкусный чай после массажа, плюс также можно заказать себе трансфер до отеля, т.к. рядом с салоном поймать тук-тук нереально — находится на окраине. Там действительно волшебно, очень советую.

И обязательно попробуйте весь ассортимент свежевыжатых соков! Для меня просто праздник какой-то был — банановые, из манго, из папайи, маракуйи, лимона, арбуза, дыни. Последние два даже как-то скучно прозвучали. Выпить кокос — must have, они везде на побережье продаются. И если вы не едите острую пищу, то для вас на Шри-Ланке есть очень много кафе и ресторанов с европейской кухней. Хотя и совсем не острая, судя по составу, пицца PizzaHat в Канди один раз довольно сильно удивила меня.

Посерфив с утра в последний раз за эту поездку, мы собрали вещи и отправились на уже знакомы ж/д вокзал в Велигаме. Встретив на платформе знакомого парня с Кипра, удивились, как же тесен мир, и поехали в Коломбо. Там перекусили, пришли на уже знакомый автовокзал и поехали в аэропорт на автобусе, который довез нас прямо до дверей. Кстати, что удобно — на каждом автовокзале есть люди, которые без проблем покажут, где именно тебе нужно садиться на автобус в твоем направлении, так что вот у них не стесняйтесь спрашивать, где ваша платформа — сэкономите много времени, автовокзалы часто очень большие, направлений много. К слову, в аэропорте довольно неплохой интернет, как и по всему острову, ни в одном отеле у нас не было с ним проблем.

Наша поездка продолжалась 15 дней, не считая перелета. Считаю, это оптимальная продолжительность пребывания на Шри-Ланке. Дольше — можно, меньше — нельзя, слишком много крутого и интересного. Если хотите просто пляжный отдых — за ним тоже лучше на Шри-Ланку ехать, обилие интересных местечек просто не даст лежать спокойно. Многие весь остров проезжают на байках. Многие едут с палатками. Круто звучит? — Круто звучит. Проверим?